Организация проверки времени в частях ВВС

Для обеспечения точности и безопасности вертолетовождения, четкости работы авиационных штабов, высокой организации по­летов в частях и соединениях организуется служба времени.

Под службой времени следует понимать деятельность, которая сводится к организации хранения точного времени высококачест­венными часами, постоянному контролю за точностью показаний бортовых, служебных и наручных часов личного состава, к органи­зации передачи сигналов точного времени, передаваемых радио­вещательными станциями.

Организация службы времени в соединениях и частях возло­жена на старших штурманов соединений (учебных заведений) и частей.

Проверка часов (служебных, бортовых, наручных) осуществ­ляется по сигналам точного времени, передаваемым радиовеща­тельными станциями, и сличительным часам (хронометрам), на­ходящимся в метеоподразделениях. Хронометры проверяются ме­теоспециалистами по сигналам точного времени. Сигналы точно­го времени подаются шестью точками в последние пять секунд каждого часа в паузах между передачами или с наложением на программу. Начало шестой точки соответствует отсчету целого часа (с точностью до 0,1 с).

По радиосигналам точного времени стрелки бортовых часов устанавливаются на точное время или определяется поправка ча­сов.

Поправкой часов и называется разность между точным време­нем Т и временем Т которое показывают проверяемые часы. Она определяется по формуле

и=Т—Г. (4.7)

Поправка часов считается положительной и пишется со знаком плюс, когда показания часов меньше точного времени (часы от­стают), и отрицательной — со знаком минус, когда часы спешат.

Таким образом, точное время будет определяться по формуле

Т=Г + и. (4.8)

Из-за несовершенства механизма, изменения температуры, дав­ления, влажности и других факторов поправка часов непосто­янна.

Величина изменения поправки за одни сутки называется су­точным ходом часов. Суточный ход часов можно определить по отношению разности поправок к промежутку времени между мо­ментами определения этих поправок, выраженному в сутках:

(4.9)

где со — суточный ход часов;

U и U2—поправки часов в моменты времени 7 и 7V,

Т и Т2—первый и второй моменты времени в сутках.

По суточному ходу часов можно судить, насколько часы от­стают или уходят вперед за сутки. Суточный ход часов считается положительным, если поправка часов с течением времени растет, и отрицательным, если она уменьшается. Качество часов опреде­ляется постоянством суточного хода. Лучшими считаются те ча­сы, у которых колебания суточного хода наименьшие.

В авиационных частях под руководством старших штурманов организуется передача сигналов точного времени по трансляцион­ной сети радиовещания не менее четырех раз в сутки, а во вре­мя полетов через каждые 2 ч с таким расчетом, чтобы эти сигна­лы были слышны во всех служебных помещениях и на стоянках авиационной техники.

Штурманы частей и подразделений перед началом полетов дают летному составу отсчет точного времени по своим часам, проверенным не ранее чем за час до вылета. Перед вылетом со­став обязан проверить бортовые часы и списать поправку с точ­ностью ±2 с.